Изготовление дачных дорожекВ последнее время дача становится местом отдыха, а иногда и проживания людей. Естественно, у обладателей участка появляется желание как-то облагородить свои владения. Но даже если вы еще не созрели для создания полноценного ландшафта, вопрос: как здесь ходить — перед вами будет стоять остро. В конце концов, одно дело, когда вы ездите на дачный участок сажать картошку, и совсем другое, если вы будете там отдыхать.

Расположение и назначение

Вначале проясним ситуацию — где и какие пути вам нужны. Это будет важно, ведь назначение той или иной тропинки или площадки будет определять выбор материалов и технологий.

Назначение дорожек.

По этому критерию можно поделить ваши пути передвижения на три группы:

  1. Въезд на участок, где будет стоять ваш автомобиль или подъезжать тяжелая техника (например, ассенизаторская машина или грузовик с чем-нибудь).
  2. Тропинки для отдыха, которые расположены в соответствующих зонах — детская площадка, барбекю — там, где вы гуляете.
  3. Технические проходы: промежки в огороде, дорожки для доступа к цветникам.

Естественно, требования к этим группам будут различны. Так, въезд должен представлять собой надежную поверхность, которая не придет в негодность при ближайшем дожде, вынуждая вас выталкивать машину руками. Тропки в зоне отдыха могут быть более декоративными. Наконец, устройство дорожек технического назначения предполагает легкость их переноса в случае необходимости; если вам захочется сменить дизайн участка, можно спокойно насыпать новые, а старые не будут нуждаться в сложном демонтаже.

Материалы покрытия

О дорогах у нас принято судить по их покрытию. Это не совсем верно: каждое из покрытий предполагает тот или иной объем подготовительных работ. Для удобства мы представим вам именно классификацию дорожных покрытий. Они бывают:

  1. Материалы для изготовления дорожекПесчаные;
  2. Гравийные;
  3. Из натурального камня;
  4. Из клинкерного (дорожного) кирпича;
  5. Из бетонной плитки и тротуарной брусчатки;
  6. Из поперечных спилов (пеньковые, деревянные);
  7. Бетонные;
  8. Асфальтированные.

Пункты 4, 5, 7 и 8 предполагают устройство хорошего основания, причем бетон и асфальт — всегда. Таким образом для первой группы дорожек можно выбрать варианты 4, 5, 7, 8 и иногда — 2. Он вполне реален, если у вас нет на участке проблем с дренажем. Для обустройства зон отдыха годятся все способы, а для технических дорожек — насыпные материалы: песок и гравий.

Ход работ

Технология дорожных работ от простых к сложным.

Песчаные и гравийные тропинки

Гравийные дорожки для дачиДля их устройства вам понадобится снять с размеченного места дерн и выкопать траншею на глубину 20 см. После этого на дно необходимо уложить слой геотекстиля и выставить бордюры (если нужны). Бордюры могут быть бетонные, кирпичные, металлические (бордюрная лента) и даже из пластиковых бутылок — что вам больше по душе и по карману. Если они ставились на цементный раствор, то уместно подождать пару дней, пока он схватится.

Затем на геотекстиль укладывается слой щебня 10 см, 7 см песка. Все это трамбуется и после можно засыпать гравий. Вместо гравия вполне подойдет и галька. Преимущество таких тропинок — их декоративность и возможность произвести все работы своими руками. Из инструментов вам понадобится штыковая лопата, трамбовка и тележка.

Натуральный камень

Мы остановимся только на одной его разновидности — на плоском плитняке или песчанике. Объемные материалы требуют другого подхода. На рынке плоских натуральных камней наиболее популярными и доступными являются:

  • Песчаник;
  • Известняк;
  • Сланец.

Такие тропинки смотрятся благородно, особенно если правильно подогнать неровные плитки. Технология их укладки может не отличаться от гравийных дорожек, если ваш грунт позволяет это. В таком случае их кладут в песок вместо гравия.

Если вы обладатель пучинистого грунта, вам придется обустроить дренаж около дорожки, чтобы отводить лишнюю воду, вместо геотекстиля застелить дно траншеи полиэтиленом и поверх уложить слой песка. Затем будущую дорожку следует забетонировать с кладочной арматурой (слой около 10 см) и только потом укладывать камень на цементный раствор. Создать иллюзию натуральности при этом можно, если швы заполнить дерном и мхом.

Для работы нужны будут: совковая и штыковая лопаты, кельма, бетономешалка. Словом, дорожки из камня на даче своими руками — задача выполнимая. Вторым способом можно также выложить на дорожки клинкерную или бетонную плитку для дорожек. На даче недорого обойдется второй вариант; клинкерная стоит дороже кафеля.

Спилы дерева

Деревянные спилы для дачных дорожекПринципиально такие тропинки не отличаются от песчано-гравийных, все отличие заключается в заготовке материала. Лучше всего для этого подходят твердые сорта дерева: дуб, береза, лиственница. Последняя может служить практически бесконечно, а вот остальные — не более десяти лет. Но можно продлить срок службы такой дорожки, если правильно подойти к делу.

Заготавливать спилы лучше всего высотой от 20 до 30 см и глубину траншеи делать соответствующей. Хорошо, если спилы будут одинакового диаметра, но главное — без трещин. Перед работой нужно обработать их антисептиком и мастикой — это предотвратит преждевременное гниение. Потом это придется делать регулярно, но если у вас халявный материал (допустим, вы освобождали участок от растительности перед стройкой), то это не должно вас остановить.

Спилы ставятся на песчаную подушку и выравниваются киянкой. После этого можно засыпать промежутки песком или гравием — на ваш вкус.

Кирпич и тротуарная брусчатка

Такие тротуары требуют соблюдения ряда правил и более требовательны к качеству исполнения.

Под них таким же образом выкапывается траншея, но глубже — сантиметров на 30. Обязательна установка бордюрного камня — эту работу лучше делать по шнуру. Вниз между бордюрами укладывают геотекстиль, а на него — 10 см песка, который тщательно утрамбовывают. Затем кладут щебень и снова песок: такие дорожки не должны задерживать воду.

Дачные дорожки из кирпичаСами камни выкладываются на гарцовку (цементно-песчаную смесь), высота регулируется киянкой. После окончания работ следует обязательно засыпать гарцовкой швы и тщательно пролить поверхность. Процедуру повторять до тех пор, пока швы не будут заполнены. По окончании работ дорожку нужно утрамбовать виброплитой с резиновой накладкой.

Если вам нужно более прочное покрытие, основание лучше забетонировать. Тогда вы сможете класть кирпич или брусчатку на раствор. В этом случае пользоваться дорожкой следует не ранее, чем через два дня. Для работы потребуется: штыковая лопата, киянка, виброплита для трамбовки, болгарка с диском по камню. Опционально — совковая лопата, мастерок.

Этапы бетонирования

Это прочный и долговечный материал, он прекрасно подходит для площадок и дорожек, которые будут испытывать нагрузки. Правда, при одном условии: тщательное соблюдение технологии. Это может стать самым бюджетным вариантом, если у вас есть бетономешалка и доступ к нужному щебню и песку. Но главное то, что такая дорожка прослужит не менее 20 лет. Это может стать и ее недостатком, ведь работа по демонтажу такой дорожки долгая. Поэтому подумайте хорошо — всегда ли она вам будет необходима на конкретном месте.

Перед бетонированием подготовим место. Для этого надо расчистить место, то есть убрать дерн и верхний слой грунта на глубину лопаты. Если на участке есть большой уклон, необходимо выполнить планировку, разровняв грунт под контролем нивелира. После этого засыпаем песчаную подушку толщиной около 5 см. Подушку трамбуем. Поверх засыпаем щебень фракцией 2 см на толщину 15 см.

Следующий этап — установка опалубки. Материалом для нее может стать любой подручный: доски, фанера. Толщина слоя бетона будет 10 см — это следует учитывать при выставлении опалубки. Закрепляют ее с помощью колышков и подкосов. И чем чаще, тем лучше. Бетон — тяжелый материал, плотность у него превышает 2,5 тонны на кубический метр, и плохо выставленную опалубку он выдавит.

Дачные бетонные дорожкиЧерез каждые 3 метра устанавливаем температурные швы — это может быть пропитанная битумом доска. Обойтись без этих швов можно, если у вас нет воды на участке и исключены сезонные подвижки грунта.

Далее, приступаем к армированию. Под садовую дорожку можно обойтись кладочной сеткой, а вот если это стоянка под автомобиль, лучше связать сетку из профилированной арматуры диаметром 10 мм с шагом 20 см. Такая площадка испытывает растягивающие нагрузки, поэтому гладкая арматура (катанка) тут не годится. Каркас укладываем на расстоянии 5−7 см от земли, поэтому под перекрестья можно положить камушки.

Перед непосредственно бетонированием убедитесь, что на ближайшие пару дней не будет дождя: он способен испортить вам весь результат ваших усилий. Марка бетона, рекомендуемая для дорожных работ — М200. Если хотите, можете замешать его сами. Но когда у вас большие объемы, уместнее будет закупить на заводе. Выравнивают бетон правилом или любой ровной доской, после чего разглаживают кельмой.

Очень важно: если у вас совсем сухая погода, на ночь нужно аккуратно полить покрытие водой, чтобы не сделать выбоин, и накрыть пленкой. Бетон не терпит пересушивания. Через пять дней опалубку можно снять.

Технология асфальтирования

Это дорогой способ, к тому же дискредитировавший себя в нашей стране благодаря нашим дорожным хозяйствам. Однако он вовсе не так плох. При правильной укладке асфальтового тротуара он не трескается, на нем не скользко, но все эти преимущества исчезают, если вы решили сделать уложить асфальт побыстрее и подешевле.

Основное правило при проектировании такого полотна — чем выше нагрузка, тем толще подушка. То есть для двора недалеко от коттеджа, где будет стоять машина (а то и грузовик) вам понадобится выкопать 50−70 см, а для дорожек в саду можно обойтись и 30−40 см.

Песчаная подушка должна составлять не менее 30 см для дорожки с нагрузкой и 10 — без таковой. После этого засыпаем щебень. Если вы будете закатывать дорожку катком, рекомендуется щебень сыпать в георешетку — это предотвратит его расползание во время укладки финишного покрытия. Щебень хорошо утрамбовываем.

Садовые цветные дорожкиПосле можно приступать к асфальтированию. Первым слоем распределяем по всей площади крупнозернистый асфальт и тщательно его укатываем. После остывания первого слоя (на следующий день) можно укладывать второй слой. Толщина слоев регламентирована ГОСТом: первый — 7 см, второй — 5.

В настоящее время существует и такая технология как холодное асфальтирование. Готовая смесь продается в строительных магазинах и ее часто используют для мелкого ремонта. Появились в продаже и цветные асфальты, из которых можно сделать даже красивый рисунок. Несмотря на цену, такой асфальт пользуется спросом: его можно укладывать без катка, пользуясь ручной трамбовкой. Подогревать его до определенной температуры не нужно. Для садовых дорожек это отличный вариант, который можно реализовать руками. Но для нагруженных участков он не подходит, поскольку быстро разрушается под колесами транспорта.